В истории Украины XV — XVI столетий есть немало полулегендарных фигур, о которых мы знаем очень немного: неизвестно, ни откуда они родом, ни когда родились, ни благодаря каким именно обстоятельствами вышли на арену истории. Именно такие люди, хотя и создают определенные проблемы для ученых, дают благодатный материал для художников слова. В конце 1839 года 25-летний Тарас Шевченко начал писать в Санкт-Петербурге романтическую поэму «Иван Пидкова». Поэт хотел припасть к животворному источнику прошлого Украины, найти там примеры неудержимого стремления к свободе, отваги (презирающей саму смерть), благородства, широты поступков и мыслей.
ИВАН ПИДКОВА. КОПИЯ XVIII в. С ПОРТРЕТА XVI в. |
СТЕФАН БАТОРИЙ. ПОРТРЕТ МАСЛОМ 1576 г. В. СТЕФАНОВСКОГО | Було колись — запорожці Вміли панувати. Панували, добували І славу, і волю, Шевченко, желая художественно проиллюстрировать это, обратился к образу Ивана Пидковы, легендарного предводителя казаков и крестьян второй половины XVI века. Автор, понятное дело, знал, что сведений о славном атамане-герое сохранилось очень мало, но решил использовать возможность свободно расставлять акценты, руководствуясь не столько документами, сколько собственным видением событий. В поэме Иван Пидкова возглавляет морской поход казаков, отдавая такой приказ: У Царград, до султана Поїдемо в гості!
Шевченко помнил, что достоверных сведений об участии исторического Ивана Пидковы в казацких рейдах по Черному морю нет. Но, наверное, не только в этом причина того, что поэма осталась незаконченной. Поэт (возможно, подсознательно) стремился к большей конкретности в изображении событий, большей их достоверности (что и было с блеском достигнуто в поэме «Гайдамаки»). А образ Пидковы все же вышел несколько абстрактным, он ничем не отличался от портретов сотен других атаманов: здесь и «люлька в роті», и закрученный за ухо чуб и т.п. Очевидно, сам автор ощущал это, что и повлияло на судьбу произведения. Тем не менее Иван Пидкова крепко вошел в сознание украинцев прежде всего как герой поэмы Шевченко. А что же говорят о реальном Пидкове скупые документальные источники? Кое- что можем узнать из «Хроники» польского историка конца XVI века Мартына Бельского. Но сначала немного предыстории. В 1576 году, после двух лет «бескоролевья», королем Речи Посполитой был в конце концов избран Стефан Баторий, правитель Семиградья (Трансильвании). Человек твердого и властного характера, холодного, проницательного ума, Баторий быстро столкнулся с проблемой: как относиться к украинскому казацкому движению, которое тогда стремительно крепло и развивалось (уже прогремело имя Байды Вишневецкого), как строить отношения с Запорожьем? И новый король решил продолжать политику своих предшественников, прежде всего Сигизмунда-Августа: когда ощущалась потребность в военной службе казаков (в случае нападений турок, татар), их приглашали защищать Речь Посполитую, обещали монаршую милость и всяческие привилегии. А в другие времена к казакам относились враждебно, прибегали к репрессиям, желая укротить этот непокорный люд. Правительство вообще не знало, к какому, собственно, сословию следует отнести запорожцев: к шляхетскому (преобладало мнение, что это — абсурд), мещанскому, крестьянскому? А тем временем события выдвигали на передний план людей колоритных, с мятежным характером, которых одни современники считали просто разбойниками, другие — авантюристами, искателями приключений, а третьи — освободителями от чужеземного ярма. Таким был и Иван Пидкова. Ни Бельский, ни другие тогдашние историки не дают нам ответ даже на первый, казалось бы, простейший вопрос: а кто такой Пидкова, какого он рода, известно ли его происхождение? Существуют разные версии: согласно первой, Иван Пидкова — простой крестьянин, который в молодые годы присоединился к казакам; по второй, Пидкова — двоюродный брат Ивони, который в 1574 году пробовал (неудачно) стать властителем Молдовы и вывести ее из-под власти турецкого султана. Если правильна вторая версия, то и Пидкова, и Ивоня — люди отнюдь не простого крестьянского происхождения, ибо вряд ли даже в те бурные времена обычный крестьянин мог бы рассчитывать стать правителем целой страны, пусть и такой небольшой, как Молдова. Во всяком случае впервые мы узнаем о Пидкове именно во время очередного обострения борьбы за молдавский престол. События развивались так. Подданные властителя Молдовы Петра, возмущенные его жестокостью, коварностью и рабской угодливостью турецкому султану, послали гонцов к казацкому отряду, которым командовал Иван Пидкова, и предложили ему стать правителем вместо Петра (историк Бельский называет людей, которые жаловались, валахами). По казацким понятиям того времени, такие предложения следовало принимать, так как открывался путь к славе, власти, а, кроме того, появлялась возможность освободить единоверцев-христиан из-под ярма султана. Но Пидкова не был таким уж наивным сорвиголовой — очевидно, это был человек довольно осторожный, рассудительный, он сделал вид, что вообще не знает, чем может помочь валахам в их беде. И только когда ему были показаны письма от бояр валашских к православному магнату Константину Острожскому с просьбой о помощи, а также к барскому старосте (сейчас г. Бар Винницкой области) аналогичного содержания — атаман начал действовать. Было это, очевидно, в августе 1577 года. Староста города Бар, когда появился Пидкова со своими людьми, выслушал его, но в конкретной помощи отказал, так как вмешательство привело бы к неминуемой войне с Турцией. Максимум того, на что он согласился — это написать письмо королю с соответствующей просьбой об оказании поддержки православным. А пока от атамана потребовали покинуть город. Пидкова, наверное, все больше убеждался, что действовать придется на свой страх и риск. И тут очень своевременно подоспела помощь: отряд из 330 отборных казаков во главе с гетманом Шахом присоединился к Пидкове. Поддержал его деньгами и своими людьми и приграничный шляхтич Станислав Копицкий. Сначала казаки, увидев превосходящие силы правителя Петра и турок, вынуждены были отступить. Тем временем правитель немедленно послал жалобу королю Стефану Баторию: дескать, мятежные казаки хотят посадить на валашском престоле «какого-то Пидкову». Король отдал приказ схватить непокорного атамана, но Пидкова, находившийся в городе Немирове на Винниччине, уже успел снова собрать людей (тамошний староста не выдал его) и вместе с Шахом подготовиться ко второму, на этот раз более успешному, рейду. Уже в городе Сороки Пидкову принимали как освободителя и властителя; были выпущены из тюрем православные, разделено между бедняками имущество богатых (украинский Робин Гуд, не так ли?). После этого казаки взяли в осаду Яссы. Правитель Петр выставил против них немалое войско, которое имело, в частности, и огнестрельное оружие. Но казаки Пидковы, быстро поняв, что имеют дело с ружьями старого образца, которые сначала зажигали, поднося трут, научились, завидев дымок, быстро падать на землю — и это делало их недосягаемыми для выстрелов. Петр вынужден был отступить из Ясс. Пидкова с казаками вошел в город в декабре 1577 г. Первое, что он сделал — выпустил на волю всех пленных без выкупа, после этого написал письмо к султану с требованием признать его законным правителем. Но не все было так просто: над головой атамана сгущались тучи. Петр был в дружеских отношениях с самим королем Стефаном; заручившись поддержкой родственника короля, Христофора Батория, правителя Семиградья, он снова начал собирать войско против Ивана. И здесь Иван допустил фатальную ошибку (очевидно, он был-таки слишком доверчивым человеком). Поддавшись на уговоры брацлавского воеводы Яна Збаражского, Пидкова решил обратиться к «милости и суду» короля Стефана Батория (а ведь он знал, что король уже приказывал схватить его!). Но Стефан, который вел тогда тяжелую и изнурительную войну с московским царем Иваном Грозным, вовсе не хотел создавать у себя в тылу лишние проблемы и ссориться из-за Пидковы с могущественной Портой. Король распорядился арестовать казацкого предводителя, доставить во Львов, где после нечеловеческих пыток он был казнен весной 1578 года. С тех пор прошло более 420 лет, но не покидает впечатление, что Пидкова во многом представляет интерес и для нас. В нем словно сконцентрировались некоторые типичные черты украинского характера: одновременно осторожность в подходе к делу и безграничная отвага, народная хитрость и удивительная, невероятная доверчивость перед лицом «доброго короля». Наверное, в каждом из нас есть хоть чуточку от Пидковы. Так что знать о нем не лишним будет и нам. Игорь СЮНДЮКОВ
Добавить комментарий
Предыдущие статьи:
Следующие статьи:
|